Восстановление и усиление мостов
Мосты на подъездных дорогах чаще всего разрушаются в результате минирования и подрывания (во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разрушили на нашей территории 16 700 железнодорожных и 90 000 автодорожных мостов). Могут произойти также аварии мостов в результате дефектов проектирования и их строительства, а также вследствие стихийных бедствий — землетрясений, обвалов и т. п. Способ восстановления поврежденных мостов зависит от их конструкции, вида восстановления и от характера разрушения. При краткосрочном восстановлении разрушенные опоры средних и больших мостов заменяют шпальными клетками, иногда опору надстраивают по упавшим фермам. При больших разрушениях мостов на обходах возводятся низководные мосты. При краткосрочном восстановлении применяют подвижные мостовые средства, а также легкие сборно разборные конструкции, подаваемые к месту восстановления мостоукладчиками и вертолетами. При временном восстановлении мостов используют рамные и свайно-рамные опоры, а также ряжевые и рамно-ряжевые опоры мостов с установкой на них уцелевших частей и обрушенных пролетных строений, а также металлических ферм сборно-разборной конструкции. Железобетонные и металлические мосты с целью сокращения объемов работ часто восстанавливают комбинированными с совмещенным железнодорожным и автомобильным движением. Временное восстановление железобетонных и металлических мостов с частично обрушенными фермами, плитами и другими конструкциями обычно производят с использованием обрушенных конструкций путем возведения на них временных опор из рам или шпальных клеток (рис. V.16). Повреждения отдельных конструктивных элементов мостов ликвидируются методами, аналогичными тем, которые применяются при восстановлении и усилении каменных, железобетонных, металлических или деревянных конструктивных элементов специальных сооружений. Деформированные и обрушенные опоры и пролетные строения мостов поднимают или заменяют с помощью подъемных кранов, вертолетов, талей, лебедок и домкратов теми же методами, что и при подъеме крупных блоков и правке элементов поврежденных конструкций промышленных сооружений. Необходимость усиления мостов определяется с помощью специальных таблиц. Дорожные трубы, разрушенные полностью, заменяют временными деревянными или из гофрированного железа трубами, а при небольшом их сечении однопролетными мостиками на береговых лежнях. Способы временного восстановления поврежденных труб показаны на рис. V.11. На суходолах и постоянных водостоках с небольшим расходом воды при недостатке необходимых материалов или ограниченности времени разрушенные трубы и небольшие мосты можно восстанавливать путем устройства фильтрующих каменных насыпей или клеток из бревен и шпал. Работы при постройке фильтрующей насыпи ведутся в такой очередности: очищают отверстие от обломков разрушенного моста или трубы, крупных комьев грунта, грязи, мусора; устраивают фильтрующую насыпь из камня или гравия сечением, в 1,2—1,5 раза большим рабочей площади трубы; покрывают насыпь слоем мха, соломы, сена, веток или дерна (травой вниз), после чего отсыпают насыпь дороги и восстанавливают дорожное полотно. |