Сварка титановых сплавов
Высокая активность титана при повышенных температурах не позволяет применять обычные способы сварки, например кислородно-ацетеленовую. Для сварки деталей из титана используют аргонно-дуговую сварку. От окисления сварочный шов защищают струей инертного газа — аргона. Сварку производят плавящимся или нерасходуемым вольфрамовым электродом. Часто применяют автоматическую электродуговую сварку под слоем флюсов. Флюс составляют из особо чистых фтористых и хлористых солей, он не содержит оксидов. Для сварки ответственных деталей применяют также плазменнодуговую и электронно-лучевую сварку. Процесс ведут в камерах в атмосфере аргона — при плазменной сварке, в глубоком вакууме — при электронно-лучевой. Высокое электросопротивление, малая плотность и хорошая пластичность титана при высоких температурах благоприятствуют применению контактной сварки. Благодаря кратковременности нагрева и плотному прилеганию свариваемых поверхностей нет необходимости в создании защитной атмосферы. Сварка титана с другими металлами затруднительна: сварной шов очень хрупок вследствие образовании интерметаллических соединений. При сварке титана необходимо: 1) особое внимание уделять защите нагреваемого металла от контакта с воздухом (аргон, гелий, вакуум). Недостаточность такой защиты приводит к недопустимому насыщению металла элементами внедрения (O2, H2, N2); 2) при сварке плавлением с целью получения надежных сварочных соединений осуществлять строгий контроль за присадочным материалом, так как формирование шва осуществляется в основном за счет материала присадки. Выбор того или иного состава присадки производить в каждом конкретном случае с учетом состава, прочности и толщины свариваемыx элементов; 3) травление сварных соединений для удаления оксидного и альфированного слоя нежелательно, а при соединениях внахлестку — вообще неприемлемо. Поэтому термическую обработку сварных узлов следует проводить в вакуумных печах с нейтральной атмосферой; 4) сварку титана осуществлять постоянным током (минус на электроде, а плюс, т.е. максимальная температура, на сварном шве). |